«Новые сказки Камчатки» от художницы-иллюстратора Марины Фандеевой

MaxКреатив 9 недель назад

Художник-иллюстратор Марина Фандеева сделала серию иллюстрированных историй, основанных на мифах и легендах народов Севера. «Сегодня многие традиции и ритуалы, описанные в сказках, могут казаться слишком жестокими. Но мы хотим прочитать эти истории нашим детям. Поэтому мы адаптировали их в соответствии с моральными нормами современного общества, и теперь их можно передать молодому поколению в качестве важной части нашего культурного наследия.» - пишет художница.

«В одном селе жила девушка. Первая красавица на всем побережье. Ходили к ней свататься со всех окрестных деревень, да никак не выберет она жениха. Пришли из первой деревни. Говорит им красавица - может быть выйду замуж, если сучья к щекам приладите и будете по берегу ползать. Ползают женихи по берегу, а невеста смеется. Превратились женихи в моржей, так и остались жить на берегу. С другой деревни пришли женихи свататься. Говорит им красавица - может и выйду за вас замуж, если топоры к носу приделаете, ноги в красный покрасите и будете по скалам лазать. Сделали всё, как она велела. По скалам лазают, а красавица смеется. Превратились женихи в тупиков, так и остались жить на скалах.

С третьей деревни пришли к ней. Говорит им красавица - ветки к голове приладьте, и на четвереньках вокруг яранги бегайте. Бегают на четвереньках, а красавица больше не смеется. Устали женихи бегать, превратились в оленей и разбрелись по тундре. Нахмурилась красавица и говорит - что же такое, что не попросишь, любую глупость делают. Разве это мужчины? Прыгнула девица в костер, и обратилась лисицей огненной. Стали люди ее тушить, да водой только на хвост попали. С тех пор у всех лисиц кончик хвоста белый и больше они среди людей мужей не ищут. »

«Жил хмурый человек. Всем хорош. Охотник смелый, бегун быстрый, воин славный. Вот только жизни не радовался. Старики говорят ему - нельзя жизни не радоваться, разгневаются боги такой неблагодарности. Ничего человек не отвечал, только больше хмурился. И вот однажды встретил он на берегу шамана. И кухлянка и руковицы и штаны все у шамана не как у людей. Говорит шаман - развеселю тебя, хмурый человек. Достал из-за пазухи квадратную льдину и стал показывать. Показал как люди бубны палкой соединяют и по гладкой тундре сидя на них ездят - скачут как оленята по весне.

Удивляется человек, да не смеется. Показывает шаман ему другое. Девицы в льдинки глядятся, рожи страшные корчат, а потом отмечают у кого страшнее вышло. Удивляется человек, да не смеется. Показывает шаман ему другое. Воин порошками и мазями натерся, в женщину обратился, да давай танцы разные перед людьми танцевать. Удивляется человек, да не смеется. Спрашиват - это сны такие? Не сны, отвчает шаман, это - блага цивилизации. Засмеялся хмурый человек, три дня и три ночи смеялся, чуть не умер. Затем вернулся в свое село и зажил как полагается. Если загрустит, идет к морю, в льдины смотрит и хихикает.»

«Жили-были два брата. Хорошо жили, не голодали, только младшему посмотреть мир хотелось, а старший говорил, что надо жить, как родители повелели. Однажды вернулся старший брат домой с охоты, а младшего нет. Отправился старший брат на поиски, далеко ушел, всех по пути спросил, но никто не видел младшего брата. Дошел он до края земли, прыгнул туда и оказался в нижнем мире.

А там все по другому: людей много, оленей много, и все в очередях стоят. Спрашивает он, не видели ли его младшего брата, а ему говорят - "А вы форму поиска заполнили, документики есть? Заполните всё, тогда начнем искать вашего брата".

Дошел старший брат до края этой земли, прыгнул туда, и оказался в нижнем мире. А там людей много, оленей много, и каждый сам по себе. Спросил он про своего брата, а ему отвечает - "А ты сам кто будешь? А за брата пояснишь?" Не понял ничего старший брат. Дошел он до края этой земли, прыгнул туда и оказался в нижнем мире.

А там никого нет, одно сухое дерево стоит и на нём ворон. Подошел старший брат к ворону и спрашивает, не было ли тут его младшего брата. Ворон посмотрел на него и отвечает - "Слепо следовать традициям, это лучше чем пить, но хуже чем жить". Сказал так и обернулся младшим братом. Так они мир и посмотрели.»

«Жили муж с женой, старик со своей старушкой. Однажды зимой пошел старик навагу ловить. Сел около проруби в умкутак. Вдруг в его снежное укрытие вбежал запыхавшийся дикий олень-тунтук. Обрадовался старик, что еда сама к нему пришла, и говорит дикому оленю: — Ой, как же хорошо, в голодное время еда сама ко мне пришла!

Отвечает дикий олень: — Не убивай меня, старичок, а лучше спаси! Волк за мной по пятам гонится. Убить меня хочет!

А у входа в умкутак уже волк стоит. Говорит волк старику: — Старик, не защищай этого оленя! Отдай его мне на съедение!

Олень отвечает: - Желай что хочешь, богатым будешь, храбрым богатырем будешь, всё для тебя сделаю.

Старик и говорит оленю: - Хочу стать шаманом и чтобы дома была чесалка для спины.

Сказал так и превратил оленя в солнце. Шаманом то есть стал.

Волк посмотрел на это и говорит: - Ну офигеть у вас тут дела творятся, только против природы не попрешь, есть я все равно хочу. И начал к старику подкрадываться. - Попрешь, - сказал старик и превратил волка в луну. Взял свой улов и пошел с навагой домой к жене. Пришел, а там уж чесалка лежит. Взял он чесалку дикого оленя и давай ею чесаться! Даже кожу поцарапал! Начесался и перестал быть шаманом.

А волк на небе иногда оленя догоняет, только съесть все равно не может. Такая вот сказка.»

«Жила-была девушка-сирота. Никого из родных у нее не осталось. Отца на льдине в море унесло, а мать еще при рождении погибла. Всё, что от матери осталось - песня, которую та у колыбели пела.

Голодно стало девушке. А пойти и некуда. Забралась она на крышу землянки и запела песню, что с детства знала. Только закончила петь, раздался далеко в море выдох кита. Снова начала девушка песню. Ближе выдох кита послышался. В третий раз спела. Совсем уже близко дыхание кита. А как запела в четвертый раз, подошел кит к самому берегу, к крутому прибрежному камню голову прислонил.

Вышел из кита человек, и говорит: толку на берегу сидеть, в море смотреть, коли вся родня из китовьего рода. Сказал так и забрал с собой девушку в море. Девушку эту на берегу больше не видели, но иногда люди слышат китовьи песни, говорят на те, прибрежные похожи.»

Не забудьте посетить Инстаграм автора.

Комментарии